вторник, 13 марта 2018 г.

Химическое оружие в открытой научной литературе

Пара слов о химическом оружии. Тема очень интересная, но, как можно догадаться, существующая в основном за пределами открытой научной литературы. Через открытые статьи видно маловато. Но если приглядеться...


Приглядываться будем с помощью старого доброго Пабмеда и его контролируемого тезауруса MeSH (такой тезаурус позволяет искать публикации на определенную тематику гораздо точнее и хитрее). Нас интересуют несколько тем, но здесь будет про одну, самую широкую: статьи с Chemical Warfare Agents[MeSH Terms]. Подробности типа имен и email-адресов спецов - по запросу Родины.

Всего по указанному выше термину найдено 2906 статей. Распределение по годам показывает, что тема явно на периферии и после пост-Cold war-пика в относительном выражении идет на спад. Синяя линия - число публикаций, оранжевая (правая шкала) - доля от всех публикаций в Пабмеде.



Распределение по журналам без неожиданностей, ни на одно издание не приходится более 100 статей, всего журналов очень много. По тематикам это хроматография и вообще аналитическая химия, токсикология, биохимия. Названия статей примерно такие: Precision cut lung slices as test system for candidate therapeutics in organophosphate poisoning.

Если говорить о конкретных ОВ и их группах, то на первом месте по числу посвященных статей неожиданно оказался mustard gas, он же иприт. Хотя почему неожиданно? Именно его и применяли во время целого ряда войн, и до сих пор даже в Западной Европе находят старые запасы. Именно иприт использовал против курдов и иранцев Саддам.

Если говорить о группах веществ, то лидируют нервно-паралитические ОВ, те самые, к которым относятся советские "Новички". Важно, что непосредственно про "Новички" статей я в общем не обнаружил (что не значит, что их нет - я совершенно не спец). Зато есть некоторое число статей про Russian VX - ответ американскому VX, его ближайший аналог, которого в СССР наработали вроде бы аж 15000 тонн (летальная доза 10-50 мг). Больше всего статей про VX и нервно-паралитические ОВ первого поколения - зарин, зоман и табун. Зарин, напомню, был использован в Сирии и в токийском теракте Аум Синрике, а VX недавно убил брата северокорейского диктатора. На картинке нервно-паралитический кластер выглядит так:


Оксимы (реактиваторы АХЭ), атропин, диазепам - это всё антидоты. Кстати заметьте, сколько ключевых слов про боль.

Помимо иприта и ингибиторов АХЭ можно выделить разве что рицин.

Ну а теперь собственно про страны. Лидирует с огромным отрывом США, больше трети всех публикаций. На втором месте Иран, и именно на него по понятным причинам приходится больше всего статей про иприт. Чехия высоко благодаря известному военному исследовательскому центру в Брно. С Израилем понятно: вокруг враги. Да еще в своей манере не подписали конвенцию о запрете химического оружия; кроме них среди неподписантов точно есть ОВ только у Северной Кореи (что объясняет присутствие в списке Южной Кореи). Швеция, как ни странно, была активным разработчиком химического оружия в 1930-1970 годы и продолжает, кхм, сохранять компетенции. Индия? Статьи не в мусорных журналах, а даже иногда в топовом Angewandte Chemie. Индия заявила, что уничтожила все ОВ к 2009 году, но исследовательский интерес явно сохраняется, причем особенно к нервно-паралитическим веществам. Россия с 26 статьями выглядит слабо.

United States 1020
Iran 207
United Kingdom 163
Germany 157
Czech Republic 116
India 109
France       107
Israel 100
Canada 80
China 78
Japan 76
Netherlands 70
Spain 42
South Korea 31
Sweden 27
Russian Federation 26

Среди организаций можно прежде всего выделить US Army Medical Research Institute of Chemical Defense, Institut fur Pharmakologie und Toxikologie der Bundeswehr, Baqiyatallah Medical Sciences University (при КСИР), Univerzita obrany v Brne. Много публикаций также у Israel Institute for Biological Research (кстати, конвенцию о запрете биологического оружия Израиль тоже не подписал и не собирается). Самые цитируемые товарищи работают не в США, а на Бундесвер, это например спец по отравлениям VX-подобными веществами профессор-полковник Franz Worek (вот чей комментарий я бы почитал). Или спец по отравлениям ипритом Mostafa Ghanei из Ирана. Помимо массы статей по биомедицине и химии он, например, автор вот такого труда в серьезном журнале: Spirituality: A key factor in coping among Iranians chronically affected by mustard gas in the disaster of war. По гуманистическим соображениям абстракт стоит привести целиком:

The present study aimed to explore the approach used by Iranians chronically affected by mustard gas in the disaster of war to cope with their chronic illness complications. A qualitative approach was adopted using content analysis of unstructured interviews carried out with 20 patients in a medical center in Tehran and an outpatient clinic in the North West of Iran. Two main themes that emerged from the study were "religious sentiment" and "patriotism". The subthemes that emerged were "divine will", "illness as a means of absolving sin", "saying prayers in the anticipation of divine rewards", "defending the motherland" and "self-sacrifice as a source of pride". To sum up, spirituality was recognized as a key factor among the participants in accepting and coping with their chronic illness complications.

В общем, открытых исследований довольно много, больше всего их в США, но есть целый ряд других научных центров. И больше всего исследований именно по ингибиторам АХЭ. У России за последние пять лет статьи про ОВ в Пабмеде можно пересчитать по пальцам одной руки, и все они тоже про эти самые ингибиторы. Среди авторов можно выделить коллективы академика Александра Габибова и членкора Олега Шпигуна.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий